19 июня 1910 года Правление акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода в Риге заявило в Главное инженерное управление о создании на заводе воздухоплавательного отдела. В 1911 году в Риге в составе предприятия появилась авиационная мастерская, которая начала строить по французскому образцу аппараты «Соммер». В январе 1911 году на «РБВЗ» был приглашен инженер путей сообщения А.С.Кудашев, построивший к тому времени в Киеве первый русский самолет своей конструкции, а позднее еще двое изобретателей-конструкторов: инженер-технолог И.И.Воловский и инженер Я.М.Гаккель. После гибели летчика В.Ф.Смита во время показательного полета, выпуск самолета разработки Роже Соммера — ученика Анри Фармана — на «РБВЗ» был прекращен, а ввиду выяснившейся целесообразности отделения авиационного завода от вагонного 27 мая 1911 года авиационная мастерская в Риге была закрыта.
По предложению председателя Совета директоров Акционерного общества «РБВЗ» М.В.Шидловского в 1912 году в Санкт-Петербурге на Строгановской набережной, при автомобильном гараже «РБВЗ», открылась новая авиационная мастерская. Для нее еще осенью 1911 года был получен заказ на производство по лицензии аэропланов типа «Фарман», «Блерио», «Ньюпор».
М.В.Шидловский долго подбирал грамотного специалиста, способного возглавить инженерно-конструкторские кадры. В итоге выбор остановлен на студенте II курса Киевского Политехнического института И.И. Сикорским. В марте 1912 года с Игорем Ивановичем Сикорским заключили договор на постройку разработанных им самолетов. И.И.Сикорский, вступив в должность главного инженера и конструктора авиационного отделения «РБВЗ», сумел преобразовать мастерскую в авиационный завод, в последствии получившее сокращенное название “АвиаБалт”.
В КБ АвиаБалта были разработаны первые отечественные истребители и штурмовики, а наибольшую известность “АвиаБалту” принес первый в мире тяжелый 4-х моторный дальний стратегический бомбардировщик “Русский витязь”. Впоследствии он получил название “Илья Муромец”, первый вылет которого состоялся 23 декабря 1913 г. Ровно через год, 23 декабря 1914 г. вышел указ о создании первой эскадры “Муромцев”. Этот день и сейчас считается днем основания российской дальней авиации. Во время I Мировой войны Михаил Шидловский сам лично командовал эскадрой “Муромцев” и за период боевых действий был сбит только один самолет. Еще до войны всемирную известность этому типу самолетов принес рекордный перелет летом 1914 г. “Ильи Муромца” из Петербурга в Киев, на родину И.И.Сикорского и В.И. Кисличенко. Всего за период 1912—1917 заводом было выпущено 240 самолётов различных типов.
После начала I Мировой войны председатель правления Русско-Балтийского завода объявил конкурс на создание авиационного двигателя для самолёта «Илья Муромец». Новый двигатель должен был заменить немецкий мотор «Argus», который прекратил поступать в связи с начавшейся Первой Мировой войной. В конкурсе участвовали две группы конструкторов. Инженер В.В.Киреев руководил первой группой, находившейся в Риге на Русско-Балтийском заводе. И.И.Сикорский возглавлял вторую группу, которая находилась в Петрограде на Механическом заводе Р.Б.В.З. Мотор И.И.Сикорского копировал «Argus» в 140 л.с. Двигатель В.В.Киреева основывался на конструкции мотора «Benz» в 150 л.с. Мотор Киреева признали лучшим и стали готовить его серийное производство в Риге. Двигатель был двухтактным шестицилиндровым с водяным охлаждением, цилиндры располагались в ряд. Радиаторы автомобильного типа располагались по его бокам. Винт соединялся напрямую с валом двигателя, редуктор отсутствовал. Уже после эвакуации Р.Б.В.З. в Петроград сделали опытную партию из пяти двигателей, а затем стали изготавливать двигатель серийно под обозначением «РБВЗ-6». Всего в Петрограде изготовили 45 двигателей «РБВЗ-6». Двигатели «РБВЗ-6» устанавливались на самолетах «Илья Муромец» серий «В» и «Г».
Летом 1915 г., в связи с угрозой захвата немцами Риги, Русско-Балтийский вагонный завод был эвакуирован в Петроград, в Москву, Тверь и Таганрог (в Москву эвакуировали Автомобильный отдел, в Тверь был эвакуирован Вагоностроительный отдел, производство сельхозмашин и молотилок переехало в Таганрог).